Если нет свободных денег и времени, то никак. Надеюсь, этой строчкой я не разбил вдребезги чью-нибудь яркую мечту. Но реальность такова, что без солидных вложений начать свой бизнес непросто. Особенно если дело касается пищевой отрасли. Придется не только вложиться в сертифицированное оборудование, но и получить немало необходимых для старта бумажек в самых разных инстанциях.
Итак, начнем с бумажек. Перечислять способы их получения я не буду — очень долго. Скажу лишь, что это непросто. Что поделать, российская бюрократия известна даже за рубежом, но пара коробок конфет и бутылок неплохого коньяка открывают любые двери. Так что дерзайте, если нервов не жалко.
А если жалко, то лучший способ открыть пивоварню — это воспользоваться арендованным оборудованием. Конечно, кое-что прикупить все равно придется, чтобы создавать стартовые образцы сортов. Но вот масштабно варить пиво лучше в уже существующих пивоварнях. Хороший бизнесмен от выгодного контракта не откажется, а начинающий пивовар сэкономит кучу денег.
Итак, бизнес план пивоварни, а точнее — схема создания собственного пивоваренного бренда с нуля выглядит так:
закупаем стартовое оборудование;
придумываем интересный сорт пива;
дизайним этикетку;
бегаем по барам, заключая контракты;
варим первую партию на арендованной пивоварне;
получаем прибыль и по новой.
Домашняя пивоварня для малого бизнеса
Как я уже сказал, закупиться кое-каким оборудованием все равно придется. Как минимум это должна быть нормальная современная домашняя пивоварня. Например, Braumeister или не такой дорогой российский аналог вроде Bavaria. Главное, чтобы пивоварня имела хороший насос и точный термостат, чтобы любой удачный рецепт можно было без проблем повторить.
Большие объемы нам не нужны, так что хватит варианта на 30 или 50 литров. Лучше на 50 — эти пивоварни выдают по 30 литров сусла, то есть как раз под объем стандартной емкости для брожения. И, я постоянно это упоминаю, крафтовые пивоваренные дрожжи тоже выпускаются в пакетиках, рассчитанных на этот объем.
Еще одна причина остановиться на небольшой домашней пивоварне — это обратная зависимость между объемом агрегата и плотностью пива. Чем больше пивоварня, тем сложнее насосу нормально перемешивать сусло. А значит — вода хуже взаимодействует с солодом в бункере и пиво получается менее полнотелым. Что ограничивает пивовара в варке некоторых сортов. А если вы действительно хотите открыть пивоварню, то ограничивать себя в чем-либо не стоит.
В общем, выбор не так прост, как кажется. Да и кроме пивоваренного оборудования придется накупить всякого: чиллер, ферментеры, бутылки (только стекло, никакого пластика, не понесете же вы на презентацию пенное в полторашке), ну и расходку: солод, хмель, дрожжи.
Изобретаем фирменное пиво
Открыть пивоварню — полдела. Главное — придумать хотя бы один сорт оригинального вкусного пива, вкус и внешний вид которого полностью бы гармонировали с названием. А это очень-очень сложно.
Опираясь на собственный опыт и успешные начинания известных российских крафтовых пивоваров, могу посоветовать следующее. Во-первых, пиву надо дать изюминку. Это точно не должно быть обычное светлое или темное, коих в любом баре полно, что в бутылках, что на кранах. Варите, например, вишневый эль или портер на тростниковом сахаре. В общем, что угодно, лишь бы оно не попадало под критерий «обычного».
Во-вторых, нужно придумать название, которое одновременно бы ассоциировалось и с «изюминкой» и с чем-то известным. Например, с книгой, фильмом или известным человеком. Варианты. Белое пиво «Моби Дик», тыквенный эль «Страшила», шоколадный портер «Обама» и так далее.
В-третьих, и это, пожалуй, самое сложное — нужно придумать этикетку, которая соответствовала бы всему вышеописанному безобразию. И тут вам помогут друзья-дизайнеры. Нет таких? Тогда фриланс вам в помощь, или ближайшая художественная школа.
Трудно и долго? Так и есть. А никто и не говорил, что открыть пивоварню будет легко!
Пивовара ноги кормят
Допустим, вам удалось, следуя моим советам, открыть пивоварню. Предположим, что вы правильно выбрали для своего малого бизнеса пивоварню. И, о чудо, вам даже удалось сварить действительно интересное и вкусное пиво, а кроме того, — придумать для этого напитка и название и этикетку.
Теперь нужно заинтересовать в вашем продукте его потенциальных распространителей. То есть бары. И тут придется побегать, прокачивая свои коммуникативные навыки на владельцах всех городских крафтовых баров. Причем придется убеждать будущего партнера не только в потенциальном успехе вашего сорта, но и в вашем профессионализме. Никому не нужны талантливые пивовары, всем необходимы пивовары ответственные. Те, кто может не только пивоварню открыть, но и удержать ее на плаву и сдержать все свои обещания.
И именно на этом этапе станет ясно, насколько гармонируют этикетка, название и вкус. Если ваш сорт запоминается с первого раза, то его, скорее всего, будут покупать и пить. А если нет, то первая партия окажется последней, ваши оригинальные бутылки простоят на полках до окончания срока годности, а мечта — открыть пивоварню — так и останется просто мечтой.
Немного бухгалтерии
Если пиво пришлось по вкусу владельцам нескольких баров и они готовы приобрести пробную партию, то пора взять в руки калькулятор и прикинуть, по какой цене нужно продавать свое детище, чтобы оно хотя бы окупилось. О прибыли с первой партии мечтать не стоит. Все-таки производить ее вы будете на свой страх и риск, поэтому не нужно сразу заказывать много.
Посчитайте стоимость ингредиентов. Скорее всего, у пивоварни, у которой вы закажете первую партию, будут свои каналы поставок, но лучше перестраховаться. Вы должны знать, где быстро достать любую из составляющих вашего рецепта. И ориентируйтесь на среднюю цену крафтового пива в России. То есть на 150-200 рублей за бутылку. Не жадничайте хотя бы поначалу. Открыть свою пивоварню, накупить гору оборудования и прогореть из-за банальной жабы — это печально.
Когда расчеты закончены, можно идти к потенциальному партнеру-производителю. Его тоже нужно выбирать с умом. Конкурентов никто не любит, так что перед визитом просмотрите ассортимент выбранной пивоварни. Возможно, они уже производят похожее пиво под своей маркой. В этом случае партнерство вам вряд ли светит.
Если же все прошло гладко, то задачу «Открыть пивоварню имени себя любимого» можно считать выполненной. Партия будет сварена, бутылки будут пристроены и останется только ждать вердикта любителей пенного. А пока ждете, не грех будет придумать новое пиво. И новую этикетку с названием, конечно.
Кстати, когда все закрутится, лучше не стараться тянуть все в одиночку. Каким бы талантливым человеком вы ни были, лучше договориться с кем-нибудь из друзей или хороших знакомых о разделении полномочий. В одиночку и пиво придумывать и о распространении бренда думать вряд ли получится. А еще ведь нужно будет ИП или ООО регистрировать. В общем, помощники или полноценные партнеры точно-точно понадобятся. Но это, как говорится, — совсем другая история..
Подытожим. Открыть пивоварню — вполне выполнимая задача. Особенно если не ставить перед собой цель сразу наладить собственное производство. Но, как и любой малый бизнес, пивоварня потребует множество времени и сил. Однако, задача эта интересная и, как показывает практика, вполне выполнимая. Ведь вы постоянно пьете в барах пиво, придуманное и запущенное в производство такими же пивоварами-любителями.